Автоматизация звука С изолированно, в слогах, словах, фразах
Для того, чтобы разнообразить работу по автоматизации изолированного звука С и превратить логопедическое занятие в игру используем «звуковые дорожки».
Основная задача данного этапа — отработка звука. Для автоматизации звука С используем материал в виде звуковых дорожек.
Работу над автоматизацией звука С проводим в игровой форме. Показывая картинку, просим ребенка помочь взлететь воздушному змею. Для этого проводим пальчиком по дорожке, произнося при этом звук С-С-С…
Звук С можно произносить плавно и длительно, коротко и прерывисто, тихо и громко.
На звуковой дорожке можно выкладывать камешки, стеклышки, приклеивать пластилин, слайм или рисовать маркером, фломастерами на самой дорожке.
При работе со звуковыми дорожками у детей:
- автоматизируется изолированное произношение звука С;
- развивается просодика речи;
- улучшается речевое дыхание;
- развивается глазо-двигательные функции и содружество «рука»-«глаза»-«речь»;
- развивается мелкая моторика и графо-моторные навыки;
- улучшается ориентироваться в пространстве;
Автоматизация звука С в слогах
После того, как ребенок научился четко и правильно произносить изолированный звук С, переходим к автоматизации звука С в слогах.
Автоматизация звука С в открытых слогах
(согласный звук + гласный звук: СА, СО, СУ, СЫ, СЭ)
Взрослый, нажимая на круги (кнопочки) произносит слоги: са-са-са, со-со-сэ. Ребенок повторяет за взрослым, при этом также нажимая пальцем на кнопочки. Если ребенок справляется, количество слогов увеличиваем, меняем темп, силу голоса (громко, тихо).
С помощью такого игрового упражнения у детей:
- автоматизируется звук С в слогах:
- развивается слуховое внимание;
- развивается фонематический слух;
- развиваются просодические компоненты речи;
- развивается зрительная память.
Карточки можно заламинировать для многократного использования и на кнопочки (кружочки) крепить пластилин или выкладывать камешки.
Автоматизация звука С в слогах со стечением согласных
Речевой материал для автоматизации звука С в словах
Повтори три слова сразу и не ошибись ни разу
С помощью этого упражнения ребенок учится вслушиваться в речь взрослого, запоминать сразу три слова, близкие по звучанию. Тем самым развиваем речь, сноровку языка, память, фонематический слух.
сок — сон — сом
стол — сток — стоп
оса — лиса — роса
фикус — минус — вирус
фокус — глобус — автобус
носок — песок — кусок
маска — каска — пляска
весы — носы — усы
кокос — покос — насос
Картинки для автоматизации звука С
Словарь: сом, сон, крыса, колбаса, коса, лиса.
Словарь: русак, гусак, полосатый, косатка, салфетка, сарафан.
Словарь: лис, редис, хвост, рост, барбос, хвост.
Прочти и подумай
1. Вот салат, сок, сад, суп, сухарь, сор, сук, сыр, весы, сырок, бусы.
Что здесь можно есть и что нельзя? Что здесь самое вкусное?
2. Мы видим: ананас, поднос, фикус, ирис, кипарис, утёс, лес, аист, куст, хвост.
Что из них может расти и что не может? Назовите растения. Какие слова здесь оканчиваются на звук С?
3. На доске написано: оса, касса, лиса, сом, сова, песок, носок, сумма, сурок, судак, соболь, посуда, волосы, сокол.
Что здесь живое и что неживое? Что летает и что не летает? Кто может бегать? Назовите слова, оканчивающиеся на звук С.
4. Вове дали задание назвать 10 имён, в которых есть звук С. Но Вова назвал только пять: Соня, Сеня, Вася, Тарас, Люся.
Помогите Вове выполнить задание.
Соедини слова с картинками «Один — много»
Соедини слова с картинками: один предмет — много предметов: «Песок-пески…»
Словарь: оса-осы, песок — пески, косуля — косули, колбаса — колбасы, коса — косы, лиса — лисы, косынка — косынки.
Словарь: миска-миски, доска-доски, ласточка-ласточки, мост-мосты, пастух-пастухи, аист-аисты.
Поиграть в эти игры-онлайн можно здесь
Автоматизация звука С в чистоговорках
Повторяйте чистоговорки по частям или целиком. Упражнение способствует развитию слухового восприятия, внимания, памяти.
Са-са-са — самокат, сова, лиса.
Сы-сы-сы — косы, волосы, усы.
Со-со-со — соболь, сода, колесо.
Су-су-су — суп, посуда, путасу.
Ас-ас-ас — паста, масло, ананас.
Ис-ис-ис — кипарис, Борис, ирис.
Ос-ос-ос — нос, колос, абрикос.
Ус-ус-ус — вкус, автобус, карапуз.
Аса-аса-аса — колбаса и коса.
Осы-осы-осы — волосы и косы.
Усы-усы-усы — сарафан и бусы.
Аска-аска-аска — ласка, маска, каска.
Выучите с ребенком чистоговорку и повторяйте каждый день, четко произнося звук С.
Са-са-са, са-са-са
Ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы
Не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су
Видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы
Мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са
Отгадайте, где оса.
***
СА—СА—СА — вот лиса.
СУ —СУ —СУ — я боюсь лису.
СУ —СУ —СУ — обманем мы лису.
СО —СО —СО — у лисы колесо.
СО —СО —СО — дай, лиса, нам колесо.
СА—СА—СА — нет у лисы колеса.
СЫ —СЫ —СЫ — нет колеса у лисы.
Найди звук [С]
Среди картинок найдите те, в котором есть звук [С]. Закрепляем автоматизируемый звук и развиваем фонематическое восприятие.
Словарь: лиса, сани.
Словарь: сыр, сова, слон.
Словарь: сорока, усы.
Словарь: самовар, рис, светофор, сорока.
Словарь: нос, коляски, самолёт, скрипка.
Словарь: носки, маска, весы, стул.
Читаем стихотворения так, чтобы ребенок мог закончить фразы, правильно подобрав слова в рифму (близкие по звучанию и по смыслу). Следим за правильным произношением звука С, развиваем речь, чувство ритма, рифму.
-И-го-го! — поёт лошадка. —
Спи, мышонок, сладко … (сладко).
Дядя Стёпа в этот раз
Утопающего … (спас).
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит…(слон).
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты … (спишь)?
Для птенцов и для
Зверят
Тоже нужен
Детский … (сад).
На даче в лесу
Были разные птицы:
Сороки, стрижи,
Воробьи и … (синицы).
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-слонихой
Топал … (слонёнок).
За мамой-лисицей
Крался … (лисёнок).
Почётный диплом получил «водолаз».
Он в море тонувшего мальчика … (спас).
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица).
Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, чёрный нос…
Кто же это?
Рыжий … (пёс).
Игра «4 лишний» для автоматизации звука С в словах
В каждой строчке надо найти лишнее слово. Лишним будет слово, в котором нет звука [С].
Речевой материал:
- Сумка, сова, собака, лак, сок (ананасовый сок).
- Самолёт, салат, звезда, слон, слива.
- Суп, свеча, усы, санки, цветы.
- Сом, мешок, сапоги, стакан, песок.
- Колесо, стул, сыр, коса, кот.
Автор: Наталья Коняхина #занятияКоняхиной
Автоматизация звука С в словосочетаниях
Игра «Посчитай»
Работа ведется над закреплением звукопроизношения С и согласованием существительных с числительными.
Ребенку надо посчитать предметы изображенные на картинке — один кактус, два кактуса, три кактуса, четыре кактуса, пять кактусов….10 кактусов.
Речевой материал: кактус, насос, миска, солнце, сумка, совок, стул, свисток, колесо, лист.
Найди и посчитай
Игра направлена на:
1. автоматизацию звука [С];
2. согласование имени существительного с числительным;
3. развитие зрительного гнозиса;
4. развитие саморегуляции.
Словарь: свеча, самокат, слон, галстук, скат, собака, часы, сова, мясо.
Что на сковороде
На сковороде колбаски (сосиски), на сковороде мясо, на сковороде колбаса, на сковороде сыр, на сковороде капуста, на сковороде салат, на сковороде масло (подсолнечное), на сковороде рис.
Затем можно закрыть или перевернуть лист и попросить ребёнка вспомнить, какие продукты там были. Таким образом развиваем память и еще раз проговариваем слова с автоматизируемым звуком.
Автоматизация звука С в предложениях
Прочти и подумай
1. Все мы знаем, что такое: стадо, стол, стул, стакан, спутник, кусты, стены, кресло, мосты, сосны, слон, сковородка, скамейка, спальня.
Что из всего этого бывает у людей в доме? На чём можно сидеть? Отвечай полным ответом.
2. Вот продукты: капуста, ананас, салат, соль, редиска, тесто, суп, сухарь, квас, сок, судак, сом, ириска, колбаса, сметана.
Что из них можно есть в сыром виде и что можно варить? Что растёт на огороде? Отвечай полным ответом.
3. Прочитайте: гусь, лось, слива, такси, карась, свисток, свинка, сметана, снегирь, носки, сливки, гости, костюм, самолёт.
Кто из них сам может двигаться и что само двигаться не может?
Игра «Съедобное — несъедобное» для автоматизации звука С.
-Рассмотри рисунок. Что ты видишь? Мальчика зовут Саня. Что съест Саня? Отвечай полным ответом: «Саня съест колбасу. Саня не ест кактус».
Можно проводить линии съедобных предметов к тарелке, несъедобное — зачеркивать. Или выкладываем камушки: зеленого цвета, то что Саня съест, красного, что не будет есть.
Речевой материал: кактус, колбаса, абрикосы, сапоги, эскимо, санки, суп, сыр, рис, сумка, самолёт, кокос, чеснок, арбуз, краски, мясо, автобус, сахар, глобус, редис, масло, каска, капуста, бусы, ананас.
Автоматизация звука С в предложениях
Прочти и назови
Прочтите предложения, дополните их словами по рисункам.
1. Высоко в небе …. . Соня и Саня летят на …. . … идёт на посадку. Саня и Соня выходят из … .
2. Вот … . Эти … вкусные. У нас не растут … . … растут на юге.
Чистоговорки для автоматизации звука [С]
Рифмовка на звук [С]
У Сони маска, у Светы — коляска.
У Сани сок, у Кости — носок.
У Сони салат, у Светы — самокат.
У Сани миска, у Кости — сосиски.
Онлайн игры для автоматизации звука С
Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала, напишите нам vinimarinavini@gmail.com