Логопедия Развитие

Автоматизация звука С

автоматизация звука С

Автоматизация звука С изолированно, в слогах, словах, фразах

Для того, чтобы разнообразить работу по автоматизации изолированного звука С и превратить логопедическое занятие в игру используем «звуковые дорожки».

Основная задача данного этапа — отработка звука С.

Воздушный змей
Звуковая дорожка для автоматизации звука С

Работу над автоматизацией звука С проводим в игровой форме. Показывая картинку, просим ребенка помочь взлететь воздушному змею. Для этого проводим пальчиком по дорожке, произнося при этом звук С-С-С… 

Звук С можно произносить плавно и длительно, коротко и прерывисто, тихо и громко. 

На звуковой дорожке можно выкладывать камешки, стеклышки, приклеивать пластилин, слайм или рисовать маркером, фломастерами на самой дорожке.

 

Шляпа и воздушный шарик
Звуковая дорожка для автоматизации изолированного звука С
автоматизация звука С
На звуковой дорожке выкладываем слайм, произнося при этом звук С
звуковая дорожка на звук С
Игра на автоматизацию звука С — «Выложи камешки на дорожке»

 

При работе со звуковыми дорожками у детей:

  • автоматизируется изолированное произношение звука С;
  • развивается просодика речи;
  • улучшается речевое дыхание;
  • развивается глазо-двигательные функции и содружество «рука»-«глаза»-«речь»;
  • развивается мелкая моторика и графо-моторные навыки;
  • улучшается ориентироваться в пространстве;

Автоматизация звука С в слогах и словах

После того, как ребенок научился четко  и правильно произносить изолированный звук С, переходим к автоматизации звука С в слогах.

Автоматизация звука С в открытых слогах

(согласный звук + гласный звук: СА, СО, СУ, СЫ, СЭ)

Взрослый, нажимая на круги (кнопочки) произносит слоги: са-са-са, со-со-сэ. Ребенок повторяет за взрослым, при этом также нажимая пальцем на кнопочки. Если ребенок справляется, количество слогов увеличиваем, меняем темп, силу голоса (громко, тихо).

совы
Автоматизация звука С в открытых слогах.

С помощью такого игрового упражнения у детей:

  • автоматизируется звук С в слогах:
  • развивается слуховое внимание;
  • развивается фонематический слух;
  • развиваются просодические компоненты речи;
  • развивается зрительная память.
лиса логопедическая игра
Логопедические кнопочки для автоматизации звука С в слогах

Карточки можно заламинировать для многократного использования и на кнопочки (кружочки) крепить пластилин или выкладывать камешки.

Автоматизация звука С в слогах со стечением согласных

автоматизация с в слогах
Автоматизация звука С в слогах, игра «Логопедические кнопочки»
автоматизация звука с
Игра на автоматизацию звука С со стечением согласных

Речевой материал для автоматизации звука С

Повтори три слова сразу и не ошибись ни разу

С помощью этого упражнения ребенок учится вслушиваться в речь взрослого, запоминать сразу три слова, близкие по звучанию. Тем самым развиваем речь, сноровку языка, память, фонематический слух.

сок — сон — сом
стол — сток — стоп
оса — лиса — роса
фикус — минус — вирус
фокус — глобус — автобус
носок — песок — кусок
маска — каска — пляска
весы — носы — усы
кокос — покос — насос

Чистоговорки для автоматизации звука С

Повторяйте чистоговорки по частям или целиком. Упражнение способствует развитию слухового восприятия, внимания, памяти.

Са-са-са — самокат, сова, лиса.
Сы-сы-сы — косы, волосы, усы.
Со-со-со — соболь, сода, колесо.
Су-су-су — суп, посуда, путасу.
Ас-ас-ас — паста, масло, ананас.
Ис-ис-ис — кипарис, Борис, ирис.
Ос-ос-ос — нос, колос, абрикос.
Ус-ус-ус — вкус, автобус, карапуз.
Аса-аса-аса — колбаса и коса.
Осы-осы-осы — волосы и косы.
Усы-усы-усы — сарафан и бусы.
Аска-аска-аска — ласка, маска, каска.

Выучите с ребенком чистоговорку и повторяйте каждый день, четко произнося звук С.

Са-са-са, са-са-са
Ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы
Не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су
Видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы
Мы не видели осы.

Са-са-са, са-са-са
Отгадайте, где оса.
***
Лиса с колесом

 СА—СА—СА — вот лиса.
СУ —СУ —СУ — я боюсь лису.
СУ —СУ —СУ — обманем мы лису.
СО —СО —СО — у лисы колесо.
СО —СО —СО — дай, лиса, нам колесо.
СА—СА—СА — нет у лисы колеса.
СЫ —СЫ —СЫ — нет колеса у лисы.

Читаем стихотворения так, чтобы ребенок мог закончить фразы, правильно подобрав слова в рифму (близкие по звучанию и по смыслу). Следим за правильным произношением звука С, развиваем речь, чувство ритма, рифму.

-И-го-го! — поёт лошадка. —
Спи, мышонок, сладко … (сладко).

Дядя Стёпа в этот раз
Утопающего … (спас).

Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит…(слон).
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты … (спишь)?

Для птенцов и для
Зверят
Тоже нужен
Детский … (сад).

На даче в лесу
Были разные птицы:
Сороки, стрижи,
Воробьи и … (синицы).

Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-слонихой
Топал … (слонёнок).
За мамой-лисицей
Крался … (лисёнок).

Почётный диплом получил «водолаз».
Он в море тонувшего мальчика … (спас).

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица).

Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, чёрный нос…
Кто же это?
Рыжий … (пёс).