Автоматизация звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ш], [Ж], [Щ], [Р], [Р’], [Л], [Л’], [Ч], [Щ], [Ц].
Игра «Четвертый лишний» для автоматизации звуков позднего отогенеза. Дети рассматривают ряд картинок и называют лишний предмет. Лишним будет предмет, в котором нет автоматизируемого звука.
Автоматизация звуков [С], [С’] в словах
В каждом ряду найди лишнюю картинку. Лишней будет та картинка, в названии которой отсутствует звук [С], [Сь].
Речевой материал для звука [С]:
лиса, самолёт, сапоги, овечка;
сова, самокат, сок, краб;
бусы, пушка, сыр, весы;
слон, сом, леденцы, санки;
суп, ласточка, черепаха, аист.
Речевой материал для звука [С’]:
василёк, косички, десять, мёд;
лиса, силач, кролик, поросёнок;
сирень, персик, мышка, носилки;
семечки, гнездо, гусята, босиком;
письмо, леденцы, гуси, кисель.
Автоматизация звуков [З], [З’] в словах
Речевой материал для звука [З]:
замок, улитка, зонт, роза;
забор, золото, кот, звезда;
заяц, ваза, медуза, ведро;
изба, заря, мельница, бизон;баран, берёза, тазы, гнездо.
Речевой материал для звука [З’]:
зебра, корзина, лебедь, изюм;карандаш, друзья, зеркало, газета;
магазин, кресло, обезьяна, зима;
земляника, зелёнка, лягушка, зефир;
зелень, козёл, шары, зяблик.
Игра «Зонтики» для автоматизации звука З
Автоматизация звуков [Ш] в словах
Речевой материал для звука [Ш]:
воздушный шар, камыш, самолёт, шланг;
карандаш, машина, пушка, меч;
шляпа, горошина, лягушка, улитка;
подушки, шары, мартышка, ласточка;
шило, шлюпка, сова, мышка.
Автоматизация звука Ш в словах
Автоматизация звуков [Ж] в словах
Речевой материал для звука [Ж]:
пижама, ужи, аист, пожарный;
мороженое, ёжик, ножницы, ласточка;
божья коровка, моржи, петух, снежинка;
жираф, жемчужина, желе, черепаха;зонт, жвачка, жезл, пружина.
Автоматизация звуков [Ц] в словах
Речевой материал для звука [Ц]:
пловец, цепочка, колодец, мяч;машина, лисица, овца, огурец;
цыплёнок, ящик, яйцо, рукавицы;кисть, циркуль, цапля, продавец;
цирк, цифры, матрац, шары.
Автоматизация звуков [Ч] в словах
Речевой материал для звука [Ч]:
жучки, ночь, шуба, овечка;
брючки, юла, колечко, мячик;пижама, чай, врачи, черепаха;
кисточка, шары, часы, печка;
облачко, ключ, матрац, меч.
Автоматизация звуков [Щ] в словах
Речевой материал для звука [Щ]:
щавель, щит, гонщик, белка;
борщ, овощи, заяц, угощение;
трещина, мороженое, сгущенка, ущелье;
щука, плащ, сова, ищейка;телефон, прыщи, ящик, щетка.
Автоматизация звуков [Л], [Л’] в словах
Речевой материал для звука [Л]:
лампа, мяч, ландыш, лыжи;
ложка, ракушка, метла, акула;
белка, юла, молоко, ножницы;
молоток, перец, слон, лук;
пловец, медуза, колодец, луна.
Речевой материал для звука [Л’]:
улитка, тюльпаны, лейка, подушка;
малина, будильник, персик, леденцы;
самолёт, улей, перец, колесо;
пляж, качели, фасоль, шары;
тюлень, бобр, пеликан, лебедь.
Автоматизация звуков [Р], [Р ‘] в словах
Речевой материал для звука [Р]:
дрозд, сапоги, пудра, друзья;
ведро, ядро, улей, дрова;
патрон, матрас, матросы, ящик;камыш, гетры, костёр, завтрак;
трамплин, трасса, пуговица, трубач.
Речевой материал для звука [Р’]:лиса, турист, фонари, зарядка;
моряк, богатырь, ребята, певица;
рис, сани, перец, снегирь;
варенье, кресло, грибы, ключ;
курица, гиря, гусь, рябина.
Играя в такую игру дети развивают фонематический слух, автоматизируют звуки позднего онтогенеза, развивают словарь, внимание, память.
Рабочие листы можно заламинировать или положить в плотный файл, на котором дети будут зачеркивать фломастерами или маркерами лишние предметы. На картинки можно класть камни, цветные стеклышки. Можно закрыть ряд и попросить вспомнить, что было, так развиваем память. А если попросить ребенка отвернуться и закрыть один предмет, а затем попросить ребенка посмотреть и вспомнить, чего не стало, то к развитию памяти добавляется отработка формы родительного падежа (нет чего? рябины).
Можно просить ребенка посчитать предметы от 1 до 5, например, 1 пуговица, 2 пуговицы, 3 пуговицы, 4 пуговицы, 5 пуговиц. Отрабатываем навык согласования числительных с существительными.
Или назвать предметы ласково: перец — перчик, ключ — ключик. Так дети учатся образовывать новые слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Вариантов игр очень много. При помощи авторского пособия автоматизировать звуки можно в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Все зависит от ваших целей и фантазии.
Автоматизация звуков материал для логопедических игр
Звуковые дорожки для автоматизации звуков